menu
search
menu
Развлекательный портал » Назад в прошлое » РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Окинув взглядом в прошлом посте архитектуру времени Каролингов, перейдем к романскому стилю.
австрия, замок брук, XIII
В пору, когда рабовладельческий строй стал сменяться феодальным, - и в этом заслуга варварских народов, так ценивших свободу, а значит – индивидуума в его неприкосновенности, - в Европе произошел прорыв в монументальном строительстве. Как бы ни ценили мы классический период, он мало что дал романской архитектуре, несмотря на ее название (от Roma- Рим). Ее истоки – в варварском представлении о прекрасном.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

гробница теодориха в равенне, VI
Примеры варварского искусства - гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде Оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X в.).
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

англия, замок лидс, XII
Пост перенесен в рубрику "Взгляд в прошлое" Dinalt
Городские поселения возникали стихийно, чем, кстати, были недовольны местные князья (вспомним борьбу, что вел Фридрих Барбаросса с итальянскими коммунами). Архитектура в них только зарождалась. Дома были деревянными или глиняными. Как же защитить такие хрупкие поселения? Конечно, с помощью центрального строения – замка, чья грозная мощь отпугивала захватчиков.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

англия, кентерберийский собор, XII
В основе планировки замков лежал практический расчет. Он располагался на вершине горы или каменистого холма, имел подъемный мост, каменные стены, укрепленные бойницами и башнями. Ядром такой крепости был «донжон»- многоэтажная башня. В ней феодал укрывался и жил. Вокруг донжона – обширный двор с жилыми и служебными постройками. Таким же образом строились крупные аббатства, владевшие землями. Они, являясь собственниками, обязаны были оборонять свои земли, что и заставляло превращать мирные обители в фортификационные страшилища.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

развалины доджона в lillebone
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII— XIII вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (XII в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина XII в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах XIII в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец XII—нач. XIII в.).
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

англия, кембридж, церковь святой марии, XI
Вообще же центром поселения (не замка) был храм. Внешне романский храм ясен и прост. Его форма предельно четко передает внутреннюю структуру здания. С восточной стороны храм имеет пирамидальную форму. Центр храма (неф) – возвышается над его боковыми частями. Форма – крестообразная. Венчание – шпиль. Иногда, западная часть замыкалась колокольней. Общее же впечатление от романского храма, которое мы помним еще по школьным определениям – массивная приземленность. В отличие от готического – который неудержимо стремится вверх.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

шотландия, замок стерлинг, XII
Невозможно говорить о романском стиле общими определениями. Каждая страна имеет свой стиль, сложившийся под влиянием местных традиций. Но есть, конечно, и нечто объединяющее. На первое место поставим суровость и мощь. Порожденные, - правильно вы догадались, - заботами о прочности. То неспокойное время заставляло думать о надежности более, чем о внешней привлекательности.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

англия, замок дадли, XI
ФРАНЦИЯ. В этой стране романских памятников больше всего. Франция всегда была центром вольницы в Европе. Даже в те суровые времена, именно Франция задавала тон философии (схоластической, - увы!) и теологии. Во Франции жили и самые знаменитые на то время вольнодумцы.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

замок шато-гайар на сене
В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом и, конечно, тяжеловесными формами.

Возможно Вас заинтересует: