menu
search
menu
Развлекательный портал » Назад в прошлое » Нубийские пирамиды

Нубийские пирамиды

Нубийские пирамиды

Трудно не отставать от соседей, особенно если ваш сосед - Египет. И так как пирамиды символизируют Египет, нубийские пирамиды к югу от Египта часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян, но попытки, потерпевшие неудачу. Однако 223 пирамиды древней Нубии практически удваивают количество пирамид в Египте. По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством. В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон (Basil Davidson) описал Мероэ (Meroe), место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире.

К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее "прославился" итальянский исследователь Джузеппе Ферлини (Giuseppe Ferlini, 1800-1870), который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето (Amanishakheto), включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки.

Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.

Было три Кушитских царства: первое называлось Керма (Kerma), как одноимённая столица, и существовало с 2400 до 1500 гг. до н.э.; второе - Напата (1000–300 гг. до н.э.) и третьим было Мероэ (300 г. до н.э. - 300 г. нашей эры). Первоначально нубийцы находились под влиянием своих северных соседей, а в итоге нубийские племена смогли завоевать Египет, царь Напаты правил как фараон 25-й династии вплоть до ассирийского завоевания в 656 г. до н.э.

Хотя в нубийских царствах должны были знали о пирамидах, которые возвышались в Нильской долине далеко на севере, только во времена их правления в Египте, королевские участки царства Напата и её преемника Мероэ непосредственно в Нубии связаны со строительством пирамид. То, что цари Нубии видели египетские монументы, известно из записей фараона Пи (Piye). После покорения большей территории Египта, Пи собирался отправится в Гелиополь поклониться богу солнца и отпраздновать свою коронацию как фараона Египта, перед возвращением в Напату.

Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру (el-Kurru) и включали могилы царя Кашта (Kashta) и его сына Пи (Пьянхи, Piankhi), вместе с преемниками Пи Шабакой (Shabaka), Шабатакой (Shabataka) и Танветамани (Tanwetamani), и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури (Nuri), на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури - пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка (Taharqa).

Нубийские пирамиды

Но самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид - Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.

Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещённых каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, - количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок - все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определённо были местом погребения.

Эль-Курру приблизительно в 13 километрах к югу от Джебель Баркал (Gebel Barkal) был раскопан Г. Райснером(Reisner) в 1918-19 гг. Участок включает уже упомянутую пирамиду Пьянхи, которая имеет длину основания около восьми метров и наклон сторон приблизительно 68 градусов – намного круче, чем 51 градус Великой Пирамиды – хотя восемь метров, конечно, микроскопическая величина по сравнению с громадой Великой Пирамиды. Это была крупнейшая пирамида, когда-либо построенная в Нури, и уникальна среди пирамид Нубии тем, что строилась в два этапа. Первая пирамида была заключена в "футляр" из гладкого песчаника. Рисунки и записи начала 19-го столетия описывают срезанную вершину внутренней пирамиды из вершины разрушившейся внешней пирамиды. Внешняя пирамида была первой из ряда пирамид со ступенчатыми рядами и прямыми, ровными углами. Угол наклона сторон примерно составлял 69 градусов. Стена плотно окружала пирамиду, и Райснер не смог обнаружить каких-либо следов храма.

Внутри Райснер нашёл лестницу из 19 ступеней, которая вела на восток к погребальной камере. Тело Пьянхи покоилось на ложе в центре комнаты на каменной скамье. Четыре угла скамьи были срезаны, таким образом образовались "ножки", чтобы ложе находилось непосредственно на скамье.
Это - заключительное доказательство того, что эти пирамиды служили могилами, но именно в пирамиде Нури возведена самая сложная структура. Царь Тахарка был первым, построившим свою пирамиду в этом месте, и его пирамида-гробница по нубийским стандартам вышла весьма внушительной: 51,75-метровая площадь и около 40 - 50 метров высота. Вход по восточной лестнице к северу от центральной оси пирамиды подчёркивал выравнивание первоначальной, меньшей пирамиды. Три ступени приводили к дверному проёму, ограниченному рамой, который вёл в туннель, расширявшийся в вестибюль со сводчатым потолком. Шесть массивных столбов, вырезанных из естественной скалы, разделяли погребальную камеру на два боковых прохода и центральный неф, каждый со сводчатым потолком. Вся палата была окружена подобным рву коридором, со ступенями, ведущими вниз от дверного проёма вестибюля.

Нубийские пирамиды

Пирамиды Нури вообще намного больше, чем их собратья в эль-Курри, достигая высоты в двадцать - тридцать метров. Последний царь, который был похоронен в Нури, умер приблизительно в 308 г. до н.э., прежде, чем началось строительство в Мероэ. Это место оставалось королевским кладбищем в течение 600 лет, до 350 г. нашей эры. Как и в Нури, ступенчатые пирамиды строились на постаменте, но теперь каждая треугольная сторона была сглажена по граням строения.

Возраст нубийских пирамид намного более юн, чем египетские образчики. И именно в этом интрига этого архитектурного всплеска. Но, возможно в отличие от Египта, это было связано непосредственно с экономикой Нубии. Поскольку римское богатство уменьшалось, снижался и спрос на предметы роскоши Мероэ. В то же самое время торговый путь из Мероэ по Красного моря в Индийский океан был потерян из-за превосходства соседа, эфиопского царства Аксум. Приблизительно в 350 г. нашей эры армия аксумского царя Эзаны вторглась на остров Мероэ. К тому времени столица уже была покинута, и область была в руках людей, которых аксумцы называл ноба (Noba).

Таким образом в 350 г. н.э. Эра Пирамид на Ниле действительно закончилась. Странствие пирамид нубийских царей кажется представляет собой метод объединения их нации с египтянами, которые непосредственно перед этим, около 600 г. до н.э. оставили строительство пирамид.

Очевидно, что пирамиды Нубии были могилами, но значит ли это, что все они были таковыми? Ответ - нет. Как и в Египте пирамиды-гробницы - только один аспект большего целого, в котором цари Нубии разжигали пламя древнего Египта. Ключ, кажется, опять находится в причастности жрецов Гелиополиса, людей, которые обычно идентифицировались как носители знания о первоначальной Эпохе Пирамид. Мы можем заявить, что здание пирамиды было специфической прерогативой духовенства Гелиополиса; храмы были основной сферой компетенции жрецов Амона, которые поднялись на вершину своего влияния на жизнь Древнего Египта в течение Среднего и Нового Царства, когда столица переместилась в Фивы/Луксор. Кажется, что со вторжением нубийцев – которое в значительной степени был возможно только из-за упадка власти Фив/Луксора – духовенство Гелиополиса снова возвысилось.

Раскопки во многих святилищах Напаты, особенно в Джебель Баркал, показали, что храмы строились непосредственно на фундаментах разрушенных храмов Амона Нового Царства. Приблизительно в 1450 г. до нашей эры египетский фараон Тутмос III расширил свои владения на Джебель Баркал и установил этот пункт как южную границу своей империи. Город, который он основал, называли Напата. Египтяне оставались в этом районе около 300 лет.

Храм в Джебель Баркал вначале был раскопан в феврале-апреле 1916 г. Георгом Райснером и его бостонской командой и уже в настоящее время в марте-апреле 1987 года новой бостонской командой во главе с Тимоти Кендолом (Kendall). В 1989 году Кендол и его люди повторно обозревали памятник. По их заключению правители Напаты намеренно восстановили религиозные участки, оставленные египетскими фараонами, когда они покидали Нубию приблизительно за три столетия до этого. Цари Нубии использовали “храмы религии Амона”, но преобразовали их в соответствии с почитанием солнца в Гелиополисе. Но полностью религию Амона они не оставили; в конце концов эти нубийские храмы строились согласно строгим принципам амонитов, и потому включают особенности этого культа.

Восстанавливая старые египетские культовые места, особенно Джебель Баркал, цари Нубии представляли себя и в Нубии и особенно в Фивах как истинных преемников фараонов Нового Царства и прямых наследников их трона.

Тахарка не только создал самую сложную пирамиду, он также преобразовал участок Баркал в культовую сцену для празднования прошлой, существующей и вечной монархии, для бесконечного всемирного отдохновения. Почему именно здесь? Из-за обратного течения Нила в этом месте могила Тахарки хотя и находится на "западном" берегу, как это ни парадоксально лежит на востоке, встречая восхода солнца и возрождение мира. Джебель Баркал на "восточном" берегу лежит, как это ни странно, на западе, в местах заката и смерти.

Важный вопрос - почему область пирамид окружает Джебель Баркал. Первое объяснение чисто экономическое: это место - идеальная точка пересечения Нила и торговой магистрали, пересекающей пустыню от Кавы (Kawa) до Мероэ. Второе объяснение религиозного характера. Священная гора Баркал (Баркал на арабском языке означает "святой" и "чистый") высотой 74 метра сложена из песчаника и имеет плоскую вершину. С запада она похожа на царский египетский уреус, увенчанный белой короной. Для древних египтян этот участок был явно помечен Богом-Творцом, изваявшим гору с указанием её царского, священного предназначения. С востока гора напоминает змею с солнечным диском на вершине.

Взаимодействие могилы и горы таким образом одновременно отобразило в символической форме акты творения, смерти и возрождения, а Джебель Баркал при Тахарке окончательно обрёл статус постоянного царского центра в Нильской Долине. Здесь осуществлялась вечная связь между Атум-Ра, богом-создателем, и Человечеством, между вечным царём и царём ныне живущим. Поэтому мы находим в Нубии, в пирамидах и самих участках, на которых они были построены, многочисленную символику с гораздо более широким смыслом, чем просто погребальный аспект – эти места были непосредственно связаны с царским саном. И также они соответствуют "Шаблону Пирамид".
Все фото этой новости здесь

Возможно Вас заинтересует: