menu
search
menu
Развлекательный портал » Удивительное » Полвека в глубине Антарктиды

Полвека в глубине Антарктиды

Полвека в глубине Антарктиды

Полярной станции «Восток» предстоит выполнить очередную важную миссию во время начинающегося Международного полярного года.

Группа ученых из разных стран позирует с кернами льда на станции «Восток» в начале 1990-х годов. Фото: Todd Sowers / LDEO, Columbia University, Palisades, New York
В этом году исполняется 50 лет с того дня, как было положено начало одной из самых захватывающих и увлекательных историй в летописи географических открытий XX века. 16 декабря 1957 года санно-тракторный поход под началом знаменитого полярника Алексея Федоровича Трешникова (1914–1991), стартовавший двумя месяцами ранее из Антарктической обсерватории «Мирный» и состоявший из девяти машин, достиг Южного геомагнитного полюса Земли в точке с координатами 78º 28' ю. ш. и 106º 48' в. д., где была основана новая станция, получившая название «Восток».
Долгий путь ко льдам Антарктиды
Так уж получилось, что наша страна, которой принадлежит честь открытия Антарктиды, довольно долго не могла приступить к научным исследованиям этого материка. Вообще история изучения шестого континента была довольно неспешной. В январе 1820 года Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788–1851) (названия кораблей которых, «Восток» и «Мирный», и дали имена двум упомянутым российским антарктическим станциям) впервые увидели «матерый» антарктический лед. Любопытно, что одного из первооткрывателей Антарктиды обычно именуют Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, хотя при рождении ему было дано другое имя — Фабиан Готлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и был он из эстонских немцев. Мне довелось побывать в местечке Лахетагузе на острове Саарема, где он родился. Самого дома не сохранилось, но на его месте стоит памятный камень. А в эстонских учебниках по истории можно прочитать, что Антарктида открыта уроженцем их страны!
Лишь в самом конце XIX века человек впервые ступил на антарктический лед. И был этим человеком норвежец Карстен Борхгревинк (Carsten Borchgrevink, 1864–1934), простой матрос из китобойной флотилии. В 1899 году Борхгревинк впервые организовал в Антарктиде зимовку.

Полвека в глубине Антарктиды

Полвека в глубине Антарктиды

Полвека в глубине Антарктиды

Sir Ernest Shackleton
В начале прошлого века для исследования самого южного материка Земли был организован целый ряд национальных экспедиций — бельгийская, германская, английская, шведская, французская, австралийская под руководством таких видных исследователей, как Эрих Дригальский (Erich von Drygalski, 1865-1949), Роберт Скотт (Robert Falcon Scott, 1868–1912), Отто Норденшельд (Otto Nordenskjöld, 1869–1928), Эрнест Шеклтон (Ernest Shackleton, 1874–1922), Жан Батист Шарко (Jean-Baptiste Charcot, 1867–1936), Дуглас Моусон (Douglas Mawson, 1882–1958). Все они работали на побережье, не проникая сколько-нибудь далеко в глубь материка.

Полвека в глубине Антарктиды

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды. Художник М. М. Семенов
В 1910–1913 года были предприняты две экспедиции для покорения Южного полюса нашей планеты под началом Руаля Амундсена (Roald Amundsen, 1872–1928) и Роберта Скотта. В отличие от последней, поход Амундсена носил чисто спортивный характер и не принес новых сведений о внутренних районах Антарктиды. Напротив, в ходе английской экспедиции Скотта была получена комплексная характеристика ледникового покрова, в которой нашли свое объяснение структура, толщина, питание и движение льда.
Большой вклад в накопление знаний о природе Антарктики внесли американские экспедиции 1930–1940-х годов, организованные Ричардом Бэрдом (Richard Byrd, 1888–1957), а также французская экспедиция на Земле Адели в 1949–1951 годах и норвежско-британско-шведская экспедиция на Земле Королевы Мод в 1949–1952 годах.
Продолжение великих открытий
Несмотря на все предпринятые усилия, к середине XX века было изучено не более 2% поверхности Антарктиды, которая, таким образом, продолжала оставаться огромным белым пятном Земли. В связи с этим, в 1956–1958 годах в рамках Международного геофизического года (МГГ) были объединены усилия многих стран мира, направленные на комплексное всестороннее исследование природы шестого континента. Было основано порядка пятидесяти научных станций — в том числе, и во внутренних районах Западной и Восточной Антарктиды.
Тогда-то к исследованиям и подключился Советский Союз. Первая антарктическая база нашей страны — обсерватория «Мирный» — была основана 13 февраля 1956 года. Вскоре появились еще две станции на побережье — «Оазис» и «Лазарев», — и пять внутриматериковых станций — «Пионерская», «Восток-1», «Комсомольская», «Восток», «Советская», «Полюс Недоступности». Большинство из них были потом закрыты. А в настоящее время Россия содержит пять постоянных (зимовочных) антарктических баз: четыре на побережье («Мирный», «Прогресс», «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен») и «Восток».

Полвека в глубине Антарктиды

Сразу же вслед за тем, как на «Востоке» был поднят флаг, начались постоянные комплексные метеорологические и аэрологические наблюдения (первая метеотелеграмма была отправлена уже 16 декабря), а позднее вертикальное зондирование ионосферы, геомагнитные измерения, наблюдение за полярными сияниями, измерение содержания озона и спектральной прозрачности атмосферы, наблюдения за космическими лучами и медицинские исследования. Именно благодаря метеонаблюдениям станция «Восток» стала всемирно знаменитой, а ее название записано во всех школьных учебниках по географии: 21 июля 1983 года здесь был зарегистрирован абсолютный минимум приземной температуры воздуха на планете, равный –89,2 °С.

Полвека в глубине Антарктиды

Транспортный санно-гусеничный поход на пути к «Востоку» со станции «Мирный». Фото автора
Интересный факт — температура воздуха в Антарктиде связана с высотой поверхности ледника: чем выше, тем холоднее. Однако «Восток» (3490 м над уровнем моря) вовсе не является самой высокой точкой этого материка. Если не считать горных районов, то вершина ледникового панциря Антарктиды — Купол Аргус с высотой около 4200 м. Долгое время эта точка оставалась нетронутой, пока несколько лет назад там не появились китайские гляциологи. А из круглогодично действующих станций в Антарктиде самая высокая — японская «Купол Фудзи» (3810 м). Так что, вполне вероятно, «восточный» рекорд когда-нибудь будет побит...

Полвека в глубине Антарктиды

В 1970 году на «Восток» начал работу гляцио-буровой отряд, состоящий из специалистов Института Арктики и Антарктики и Ленинградского горного института во главе с Н.И. Барковым. Вряд ли эти люди тогда думали, что их усилиями будет пробурена самая глубокая ледяная скважина (на данный момент около 3660 м), а добытый ледяной керн позволит изучить климат Антарктиды за последние 420 тысяч лет. Не догадывались они и о том, что прямо под станцией, под 3750-метровой толщей льда залегает огромное (размером с Ладогу) озеро.
Озеро под станцией

Полвека в глубине Антарктиды

Обнаружение озера Восток впоследствии было названо одним из величайших географических открытий XX века. Это одна из самых занимательных историй, связанных со станцией «Восток». Еще в конце 1950-х — начале 1960-х годов Андрей Капица (брат известного ученого и телеведущего Сергея Капицы и сын Петра Леонидовича Капицы) провел сейсмическое исследование в районе станции «Восток» и получил двойное отражение, характерное для водного слоя. Однако тогда это отражение было интерпретировано иначе — как сигнал от осадочных пород. Видимо, трудно было вообразить себе слой воды под ледником, поверхность которого охлаждена до –57 ºC. Тем не менее в те же годы гляциолог и физик Игорь Зотиков доказал, что при такой толщине льда, которая бывает в Антарктиде, подошва ледника может достигать точки плавления. Не всем эта идея понравилась, но, к счастью для Игоря Алексеевича, в 1966 году завершилось бурение льда на американской станции «Бэрд» (самая первая глубокая скважина в Антарктиде и первая же, достигшая дна). Когда бур достиг ложа ледника, в скважину начала поступать вода. Американцы прислали Зотикову телеграмму с поздравлениями по поводу того, что его идея оказалась правильной. Телеграмма, как пишет сам Зотиков, пришла как раз к защите его диссертации, где он отстаивал результаты своих расчетов — а без этого подтверждения защита могла бы и не состояться.

Возможно Вас заинтересует: